О том, что вторая очередь моста через Амур будет сдана без автомобильной части, президент РЖД Владимир Якунин заявил в четверг в ходе своего визита в Хабаровск. По его словам, два года с Минтрансом решался вопрос, быть ли совмещенному мостовому переходу, но средства на строительство верхнего автомобильного проезда так и не были выделены.

«В результате принятых решений от автомобильной части наши государственные органы власти отказались, и мы строим сегодня железнодорожный мост. Ждать нечего, мы уже разместили заказы, приняли соответствующие документы, проектно-сметная документация сделана, поэтому возврат невозможен. Я просто не представляю, как это может быть изменено»,— сказал Владимир Якунин.

На сегодня большая половина железнодорожной части второй очереди моста смонтирована. По данным пресс-службы Дальневосточной железной дороги, пройдено 2040 метров, осталось 560. Очередной пролет был установлен в конце января, монтаж следующего запланирован на март. Кроме этого, продолжается укладка безбаластного мостового полотна на железнодорожных плитах. «В целом строительно-монтажные работы выполняются в соответствии с календарным графиком, без отставания. На левом берегу Амура на железнодорожных подходах к мосту строители ведут разработку выемки земляного полотна»,— сообщили в управлении ДВЖД.

Ъ Однопутный мост через Амур длиной 2,6 км был введен в эксплуатацию в 1916 году. В 1998 году его старые пролетные строения демонтировали. На реконструированные опоры установили новые пролетные конструкции и в 1999 году ввели в эксплуатацию первую очередь совмещенного — автожелезнодорожного перехода. В 2005 году началось строительство второй очереди моста. Реконструкцию планируется закончить в 2008-м. Движение по мосту откроется еще через год, когда будут обустроены железнодорожные подходы. Общая сумма затрат превышает 6 млрд руб.

Вчера в правительстве Хабаровского края официально отказались комментировать заявление Владимира Якунина, сославшись на то, что министр транспорта, промышленности и связи края Сергей Зражевский находится в командировке. Накануне господин Зражевский заявил, что краевые власти «разделяют озабоченность РЖД по поводу монтажа автомобильного проезда», и направили на днях в правительство РФ очередное обращение о скорейшем выделении средств, чтобы успеть до конца 2009 года завершить монтаж ортотропных плит для формирования автомобильной проезжей части.


По данным „Ъ“, письмо подписал губернатор Виктор Ишаев. Как говорится в обращении, для проведения строительных работ по автопереходу после сдачи железнодорожного полотна понадобятся длительные технологические «окна», что приведет к вынужденной остановке движения поездов, «обострит ситуацию по беспрепятственному пропуску возросших грузопотоков по Транссибу». Кроме того, придется заново создавать строительную базу, повторно завозить технику, оборудование.

«В конечном счете произойдет удорожание строительства автодорожной части мостового перехода, что потребует привлечения дополнительных средств из бюджета»,— подчеркивают в крайадминистрации.

Изначально заказчиком второй линии автоперехода был определен Росавтодор, однако там отмечали, что действующий автомобильный переход вполне справляется с существующим потоком машин и увеличения интенсивности движения пока не предвидится.

Между тем замначальника ФГУ «Дальуправтодор» Юрий Залевский считает, что решение о свертывании строительства второй очереди автомоста преждевременно. «На самом деле такой глобальной задержки по срокам там нет, и автомобильный мост, совмещенный с железнодорожным, можно вполне сдать к 2009 году, если начать финансировать его строительство уже сейчас»,— пояснил он.

По словам господина Залевского, поскольку создание автомобильной части предполагает финансирование за счет федерального бюджета, то решение должно быть принято на уровне правительства РФ.

Роман Ярмошевич, Игорь Михайлов. "Коммерсантъ"