Фото: Ara
Пропускной пункт
Первый опыт платных дорог, который применили в Нанайском районе Хабаровского края (дорога в с.Арсеньево), похоже так и останется единственным. В России для создания сети платных дорог нет ни правовой базы, ни финансовых возможностей. А вот в соседнем Китае эта практика получила государственную поддержку.

Количество платных дорог в КНР растет с каждым годом. Уже сегодня бесплатные дороги по количеству (и по качеству, соответственно, тоже) уступают дорогам платным. Государственная программа по развитию сети платных автодорог в Поднебесной дала свои плоды. За несколько лет практически все крупные города связали между собой хайвеи - скоростные автобаны. Причем все эти дороги были построены не на базе существующих старых, а с нуля. И на деньги, которые берутся с водителей за проезд по хайвеям.

Все платные дороги в Китае - частные. Владелец автобана полностью содержит и ремонтирует его. И за это берет деньги. К примеру, чтобы проехать от северного Тунцзяна до Харбина (около 500-сот километров),  надо заплатить 400 юаней. Сумма немаленькая, но за эти деньги водитель получает полный пакет услуг. Скорость на автобанах - далеко за 150. Чтобы движение было безопасным - дорожные рабочие вручную (!) долбят лед и счищают снег. Ко всему прочему, дорога огорожена тройным забором - чтобы не выбежали звери или чтобы на платную дорогу не пробрался безбилетник. В случае какой-нибудь заминки на месте сразу же появляется полиция. Стражей порядка, а также техпомощь, можно вызвать с помощью специальных таксофонов, которые установлены на хайвее через каждые 2 километра.

Фото: Ara
Китайская полиция
Кстати, на китайских автобанах нет привычных россиянам "гаишников". Есть только контрольные пункты перед каждым городом – TOPE GATE - где водитель оплачивает стоимость проезда (покупается специальная пластиковая карточка, номинал которой зависит от километража). Нет денег - езжай по бесплатной дороге.

Бесплатная дорога проходит параллельно автобану. И это обязательное условие существования сети платных дорог. Ведь у автомобилистов должен быть выбор – где ехать. Правда, качественное состояние «народных» дорог оставляет желать лучшего – скорость на них не больше 50 км/час.

Опыт платных автодорог настолько оправдал себя, что его решили применить и в других транспортных отраслях. В этом году в Китае появится первая частная железная дорога.