Из 13 управляющих компаний в сфере ЖКХ города сегодня только две муниципальные, а из 24 предприятий, обслуживающих жилье, 21 является частным. Создание конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере позволило улучшить эффективность отрасли – привело к снижению затрат, улучшению качества работы.
Этому способствовало и то, что в рамках программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Хабаровска в нынешнем году была реорганизована служба по надзору за ремонтом жилищного фонда, создано МУП «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий». Для дальнейшего улучшения ситуации в отрасли, необходимо проводить и сбалансированную тарифную политику. Между тем, практика государственного регулирования тарифов на услуги ЖКХ лишает такой возможности.
Специалисты считают, что установление волевым методом верхней планки тарифов - исключительно политическая мера, которая не имеет ничего общего с экономикой. Это не позволяет задействовать механизм инвестиционной составляющей тарифов, что тормозит обновление материальной базы предприятий, снижает рентабельность производства. Как итог – слабая инвестиционная привлекательность предприятий ЖКХ.
Это, к примеру, сказалось на участии частного капитала в проектах МУП «Водоканал» и «Специализированное автохозяйство по санитарной очистке города», предполагающих внедрение новых технологий и переоснащение производства. При формировании тарифов отрасли на 2008 год эта проблема обострилась вновь. Предприятия ЖКХ опять могут оказаться заложниками ситуации, когда установленный предельный индекс максимально возможного изменения тарифов не учитывает их по-требности в развитии.
Продолжающиеся споры по урегулированию тарифов могут ото-двинуть сроки их ввода в действие, а это нанесет ущерб экономике предприятий ЖКХ. Как полагают в администрации Хабаровска, выход из создавшейся ситуации возможен путем установления среднесрочных (на три года) предельных индексов роста тарифов на товары и услуги жилищно-коммунальной отрасли.