Ситуация начала осложняться во втором квартале 2009 года, когда резко возрос потенциальный объем перевозок в направлении портовых зон Дальнего Востока. Основными грузами, с выгрузкой которых возникла проблема, являются уголь, нефтепродукты, металл – всего около 4500 вагонов.
В адрес Владивостокского торгового порта ожидают выгрузки 1272 вагона с металлом, Крабовой – 909 вагонов с нефтепродуктами, Посьета – 600 вагонов с углем. Динамика остается отрицательной.
Основной и решающей причиной данной проблемы является то, что инфраструктура приморских портов оказалась не готова принять и переработать резко увеличившийся поток грузов с Дальнего Востока и других регионов страны.
В портах ощущается дефицит рабочего персонала и резкая нехватка крановых мощностей для осуществления приемо-разгрузочных работ. Помимо этого, имеются проблемы с оформлением документации при выгрузке подвижного состава, находящегося в собственности разных транспортных компаний и порожнего возврата.
Следствием этого является увеличение времени нахождения вагонов под выгрузкой, снижение производительности подвижного состава, резкое снижение общего объема выгрузки в адрес портовых станций. При сохранении данной ситуации ОАО «РЖД» будет вынуждено пойти на непопулярные меры – ввести конвенционный запрет на грузоперевозки по основным номенклатурам, результатом чего станет резкое сокращение экономических показателей деятельности Дальневосточной железной дороги.
Немаловажным обстоятельством является технологический и инфраструктурный разрывы между уровнями развития железнодорожного и портового комплексов. С момента образования ОАО «РЖД» в Дальневосточном регионе проводится целенаправленная инвестиционная политика, особое значение в которой уделяется увеличению пропускной способности железнодорожных участков в направлении портовых зон и интегрированных производственно-транспортных узлов.
За это время удалось многого достичь: увеличена пропускная способность на ряде припортовых участков, разработана и применяется технология сквозного (без разделения) вождения грузовых составов весом 6300 тонн, обновлен локомотивный парк. Данные мероприятия проводятся в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» и позволяют судить о том, что Дальневосточная железная дорога на сегодняшний день способна в полной мере обеспечить необходимый для нужд внутренней экономики объем грузоперевозок с соблюдением всех качественных показателей.
Тем временем, инфраструктура и технический уровень развития всех портов Дальневосточного макрорегиона год от года остается на том же уровне. Как следствие – отсутствие возможностей по переработке всего объема груза, привезенного по железной дороге.
По мнению заместителя начальника Дальневосточной железной дороги – начальника службы перевозок Александра Караева, сегодня Дальневосточному региону выпала уникальная возможность взять на себя основополагающую роль по организации грузового сообщения – возможность, которой лишены другие регионы страны в условиях мирового финансового кризиса.
Упустить ее будет означать проявить некомпетентность в вопросах развития транспортного комплекса – движущего звена экономики. Лишь объединив усилия с портовиками и интенсифицировав процесс выгрузки, можно сократить количество простаивающих вагонов и наладить грузовую работу – отмечает Александр Караев.
Руководством Дальневосточной железной дороги прилагаются все усилия, чтобы избежать введения конвенционного запрета: на семи припортовых станциях для увеличения объема выгрузки введены в эксплуатацию дополнительные маневровые локомотивы, регулярно проводятся рабочие встречи и совещания с руководством портов, где отрабатываются возможные варианты по ликвидации грузовых заторов.
Помимо этого, для оперативного регулирования из Хабаровска в ряд портов отправились руководители ДВЖД.